Руководитель курса Носков А.П.
Старший преподаватель-методист Гарбуз В.В.
I. Введение
Обряд – это совокупность установленных обычаев, действ, связанных с философским
представлением этноса, или бытовыми традициями.
Ритуал – тот же обряд, но отличающийся некой особой церемонией с использованием особых
предметов, более строго регламентированный, с более строгой последовательностью, набором
предметов культа.
Обряд и Ритуал— это действие, в основе которого лежат знания духовного или философского
учения, а также вера в сверхъестественные силы (ангелов, богов, духов) и в силы природы (огонь,
вода, воздух, земля), а также способность влиять на окружающую действительность
на энергетическом уровне. Специально обученный, человек, совершающий ритуально - обрядовое
действие, стремится вступить в контакт со сверхъестественными силами природы, чтобы получить
необходимый результат. Каждое действие и каждый предмет, слово, звучание, одежды, жесты,
любое движение в обряде, ритуале – это символ, в который вложен глубокий духовный
(религиозный) - философский смысл и определённая цель. Таким образом психологический
ритуал - это целительный процесс, а "магический" ритуал - защитный механизм.
Классификация ритуалов, обрядов:
01. Архаичные (устарелые)
02. Групповые (возникают и закрепляются в жизнедеятельности определенной социальной
группы (малой или большой).
03. Духовные (инициирующие, медитативные, контагиозные, религиозные)
04. Зоолатрия (священные животные)
05. Индивидуальные (закрепленные в психической жизни отдельного человека).
06. Календарные (праздничные и астрономические даты)
07. Культурные (содержание сказок, народные костюмы в разных культурах)
08. Мантические (прорицание,гадание)
09. Психологические (метафорические, расстановки, работа с проективными куклами и др)
10. Ритуалы отдельных закрытых сообществ
11. Социальные (поощрение, порицание и др.)
12. Семейно-бытовые (правила, установленные в конкретной семье)
13. Этнические (связанные с верованиями конкретного этноса)
Целью является:
- ознакомление с историей ритуалов и обрядов;
- ознакомление с типами обрядов;
- обучение;
Учебно-методическое обеспечение (использованная литература):
1. Архангельская Л.С. Ритуал как инструмент управления современными организациями:
Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2012.
2. Зенько Ю.М. Психология религии. СПб: Речь, 2009.
3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Homo Роstmodernus. Психологические и психические
нарушения в постмодернистском мире. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009.
4. Гиллиген, Стивен. Наследие Милтона Эриксона. _ М.: Психотерапия, 2012
5. Токарев С. А. Культовые мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т.
Т. 2. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 720 с. — ISBN 5-85270-108-4. —
С. 24.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
дополнительной общеобразовательной программы
«Обрядовость и ритуальность»
Продолжительность обучения: 35 академических часов.
Форма обучения: очная и дистанционная.
1. История возникновения обрядов и ритуалов - лекция 1 час
2. Психологические аспекты консультирования - лекция 2 часа
3. Практические навыки в обрядах - лекция 8 часов + практика 8 часов
4. Подготовка и проведение ритуала - лекция 4 часа + практика 4 часа
5. Проверка знаний - практика 4 часа
6. Самостоятельная работа. Итоговый контроль в форме зачета - лекция 4 часа + практика 1 час
Итого 35 академических часов